Menu

Новости

Бизнес по-казахски или Обещанного три года ждут…




В очередной раз поднимаем тему платных парковок в столице и, к сожалению, не в первый раз упираемся в «стену равнодушия» со стороны городских властей.

Как известно, платные парковки установлены в рамках договора на основе государственно-частного партнерства. Суть ГЧП состоит в том, чтобы временно передать «простаивающие» активы государства (в виде земель, школ, детских садов и т.п) частным инвесторам, которые за свой счёт построят новую либо модернизируют имеющуюся инфраструктуру, за определенный период вернут вложенные средства и передадут обратно государству уже готовый проект.

Такая форма партнерства полезна для населения и экономики страны и при правильной реализации можно решить такие вопросы как нехватка школ, больниц, спортивных и культурных объектов.

Акимат столицы в лице Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Астаны решил воспользоваться данным механизмом для решения проблем пробок и хаотичной парковки в городе.

Современным и оптимальным решением данных проблем могло быть строительство многоуровневых парковок в местах деловой активности, введение дифференцированного тарифа на туристических объектах. К примеру, рядом с Байтереком парковка могла быть значительно дороже, нежели на соседних улицах, т.е. чем ближе к центру, тем выше тариф, как это принято в мегаполисах развитых стран.

Однако городские власти пошли самым легким путем: просто разметили уже обустроенные парковки синей полосой и стали взымать за них оплату. Не было проведено никакого анализа районов где именно такие парковки необходимы, чтобы разгрузить трафик.

После изучения данного проекта ГЧП возникает вопрос: почему не соблюдается даже предмет договора? Ведь он подразумевает создание, эксплуатацию и управление платными парковочными местами.

Но в рамках договора понятия «создание» и «эксплуатация» несут совершенно другой смысл, а именно:

- разработку программного обеспечения;

- нанесение дорожной разметки;

- установку устройств для взимания оплаты.

Асфальтирование, ремонт, отчистка снега в рамках данного договора не входят в понятия «управление» и «эксплуатация».

Более того, частный партнер на своем сайте прямо указывает: в связи с тем, что земля государственная, обслуживанием территории должны заниматься коммунальные службы.

Департамент исследований и оценки проектов ГЧП АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» дал следующую оценку данному проекту ГЧП:

«проект не решил проблему с дефицитом парковочных мест, так как парковочные пространства обустроены на уже существующей инфраструктуре без расширения сети парковок.

Основная масса платных парковочных мест определена возле жилых домов граждан, а также во внутриквартальной территории между жилыми домами, тем самым существенно снижая уровень доступности населения, не смотря льготы для определенной категорий граждан, к альтернативным бесплатным парковочным местам.

В целом, ошибочные решения стейкхолдеров, допущенные в процессе реализации проекта, не дали возможности достигнуть благих задач и целей, изначально поставленных перед проектом».

Ассоциация QAZPROPERTY от имени собственников коммерческой недвижимости неоднократно обращалась в Акимат, с просьбой передать в аренду парковочные места, прилегающие к их объектам, т.к. они готовы платить арендную стоимость, нести обязанности по содержанию парковок, не взымая никакую плату с посетителей. Однако, на все запросы приходил отказ без указания объективных причин.

В октябре 2022 года прокуратура г. Астаны заявила о том, что в Акимат г. Астаны внесен акт прокурорского надзора для устранения нарушений законодательства по данному проекту ГЧП.

5 декабря Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК опубликовал информацию о том, что в отношении акимата города Астаны и частному партнеру выданы предписания по 536 участкам об устранении нарушений в связи с несоблюдением норм Земельного кодекса при предоставлении земельных участков.

Но несмотря на это, по сей день парковки продолжают функционировать, проблема не устранена.

Учитывая вышесказанное, считаем необходимым пересмотреть механизм реализации проекта, провести анализ мест, в которых нужно установить платные парковки, обеспечить прозрачный механизм выбора инвесторов, готовых построить многоуровневые парковки.

Собственники коммерческой недвижимости готовы взять на себя расходы по аренде и содержанию парковочных мест вокруг своих объектов, что в свою очередь разгрузит бюджет города.

Очень надеемся, что новый градоначальник доведет начатое дело до конца и вопрос платных парковок найдет конструктивное для города и населения решение.